Онлайн консультация — Вопрос №10687, Саша

Здравствуйте,подскажите перечень объектов основных средств,подлежать утилизации?(В основном интересует электрооборудование)

Вас консультируют
Мазурина Л.А.

Мазурина Л.А.

Специализируется в вопросах оптимизации налогообложения, бухгалтерского и налогового учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности.

Баринова Е.В.

Баринова Е.В.

Специализируется в вопросах налогового и бухгалтерского учета, финансовой отчетности, является членом Палаты Профессиональных бухгалтеров России.

Фоминых Н.В.

Фоминых Н.В.

Юрисконсульт по вопросам гражданского, корпоративного и трудового права. Специализируется в области развития и сопровождения бизнеса и предпринимательства.

Ответ:
Здравствуйте! В соответствии с положениями п. 51 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ, в том числе по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления. Согласно п. 52 Инструкции N 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств допускается только после наступления следующих событий: - утверждение в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основного средства; - реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании. Обратите внимание, что данные требования не являются вновь внесенными в Инструкцию N 157н. Согласно п. 34 Инструкции N 157н подготовка и принятие решения о списании имущества учреждения осуществляется специальной комиссией учреждения, действующей на постоянной основе. Итогом работы комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества, которые подлежат утверждению, а также согласованию в установленных действующими нормативными правовыми актами случаях. Однако приведенные нормы не согласуются с положениями п.п. 22, 38, 98 Инструкции N 157н, в соответствии с которыми на счетах учета нефинансовых активов должны учитываться материальные ценности (объекты имущества), предназначенные для использования в процессе деятельности учреждения. Понятие \"актив\" не содержится в действующих нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета непосредственно в организациях госсектора. Вместе с тем согласно ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ \"О бухгалтерском учете\" объектами бухгалтерского учета в числе прочих объектов являются активы. Под активами организации государственного сектора понимаются ресурсы, от которых ожидается поступление будущих экономических выгод или возможности полезного использования. В проекте федерального стандарта бухгалтерского учета и отчетности в секторе государственного управления \"Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности\" (опубликован на сайте Минфина России http://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/sfo/) под активами понимаются ресурсы, контролируемые субъектом сектора государственного управления в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которых ожидается поступление субъекту экономических выгод или полезного потенциала. Принимая во внимание сказанное, а также изменения, внесенные приказом Минфина России от 29.08.2014 N 89н в п. 335 Инструкции N 157н, мы считаем, что имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования в учреждении, списывается с балансового учета, так как не отвечает понятию актива (смотрите также письмо Минфина России от 19.12.2013 N 02-06-010/56211). До момента ликвидации (уничтожения, утилизации) либо до принятия иного решения (о реализации или безвозмездной передаче) это имущество в целях обеспечения его сохранности учитывается на забалансовом счете 02 \"Материальные ценности, принятые на хранение\" (п. 335 Инструкции N 157н). На практике возникают ситуации, когда имущество уже не отвечает понятию \"актив\", однако оформление его списания и подготовка утилизации может занять достаточно значительный промежуток времени. В подобных ситуациях профильная комиссия учреждения может оформить, к примеру, Акт о выводе имущества из эксплуатации*(1) или иной подобный документ. На основании этого документа и в соответствии с п. 335 Инструкции N 157н выведенное из эксплуатации имущество до утверждения Акта о списании и окончания демонтажа (утилизации) может учитываться за балансом на счете 02 \"Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение\". На первый взгляд, подобное решение не в полной мере согласуется с положениями п.п. 51, 52 Инструкции N 157н. Однако его применение позволяет отразить реальное имущественное положение учреждения, поскольку из данных по балансовым счетам исключается стоимость объектов, которые уже не используются и не отвечают критериям отнесения к основным средствам, но все еще проходят необходимые для списания процедуры. Законодательство в настоящее время не содержит четких указаний о наличии и виде первичных документов, подтверждающих факт утилизации или уничтожения имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения. Вместе с тем согласно п. 6 Инструкции N 157н субъект учета вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции N 157н. Иными словами, в учетной политике учреждения целесообразно предусмотреть первичные документы, применяемые при утилизации или уничтожении нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении учреждения, как силами учреждения, так и при привлечении сторонних организаций. Наличие подобных документов позволит подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе различных проверок, а также в случае возникновения спорных ситуаций. При этом в ведомственных нормативных актах в том числе могут быть предусмотрены требования к документальному оформлению утилизации и уничтожения списываемого с учета имущества. С уважением Мазурина Лариса.

Если вы хотите воспользоваться нашими услугами или у Вас есть вопросы - просто позвоните нам!

+7 (495) 995-58-09