Дмитрий

Здравствуйте, Лариса Александровна!. Очень нужна помощь, совсем запуталась в документации. Открыли ИП по УСН 6%. Обучаем вождению автомобиля категории "В". С учениками заключаем договор на оказание улуг. Может ли он являться первичным документом, сумма сделки в договоре указана. Или необходимы другие документы в качестве первичных документов для заполнения книги доходов и расходов?? Нужно ли покупать кассовый аппарат? Ели да, то как его оформить, какую документацию вести по кассе. Нужен ли р/с в банке? Заранее огромное спасибо.
Давайте разберемся по порядку:

1. Для заполнения книги доходов необходимы документы на оплату:

Доходы может подтвердить платежное поручение, кассовый чек, приходно-кассовый ордер, соглашение о взаимозачете. В данном случае договор заносить не надо.

2. ККМ покупать нужно, если у Вас осуществляется наличный расчет за услуги.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовой техникой, используемой при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт, признаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

В Определении от 09.06.2005 N 222-О КС РФ указал, что к случаям продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг законодатель вправе отнести договоры купли-продажи, распространив на организацию или индивидуального предпринимателя как профессионального участника такой сделки нормативное предписание осуществлять наличные денежные расчеты с населением, используя контрольно-кассовую технику. Налоговые органы также разделяют подобный подход. Так, ФНС России в письме от 17.05.2005 N 22-3-11/868@ "О применении контрольно-кассовой техники" указала, что Законом N 54-ФЗ установлено общее правило применения контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр, на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

3. ККМ регистрируют в налоговых органах.

Размер штрафов за нарушение правил ведения кассовых операций и применения контрольно-кассовой техники существенен для всех организаций. В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ максимальный штраф за неправильную работу с ККТ - 40 000 руб., а с денежной наличностью - 50 000 руб. Чтобы избежать таких санкций, главный бухгалтер должен знать, на что обращает внимание налоговый контролер при проверке.

Останавливаясь на детализации выявляемых нарушений, обратимся к Постановлению ВАС РФ от 31.07.2003 N 16. В соответствии с п. 1 данного документа грубыми нарушениями кассовой дисциплины считаются:

- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);

- использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст. ст. 4 и 5 Федерального закона N 54-ФЗ);

- использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено п. 1 ст. 3 Федерального закона N 54-ФЗ);

- использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ);

- использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу ст. ст. 4 и 5 Федерального закона N 54-ФЗ является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению);

- пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Для того чтобы избежать претензий налогового инспектора, организации нужно еще раз ознакомиться с пакетом документов, которые у нее должны быть.

При налоговой проверке контролером прежде всего будут проверены документы на приобретение ККТ и ее регистрацию, а также использованные контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства, обеспечивающие некорректируемую регистрацию, которые должны храниться в течение пяти лет начиная с даты окончания их использования (п. 14 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470).

Согласно п. 3 данного документа ККТ, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна:

- иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;

- обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;

- обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- эксплуатироваться в фискальном режиме;

- регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- быть исправной;

- обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;

- соответствовать образцу, представленному в Минпромторг при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр;

- иметь паспорт установленного образца;

- иметь идентификационный знак установленного образца;

- иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;

- иметь знак "Государственный реестр" установленного образца;

- иметь знак "Сервисное обслуживание" установленного образца.

Основным документом контрольно-кассовой машины является паспорт, который содержит сведения об этой технике, в том числе отметки о ее регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке средств визуального контроля, наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации данной техники.

Образец паспорта контрольно-кассовой техники утверждается Минпромторгом по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 8 Положения N 470).

Налоговый орган при регистрации контрольно-кассовой техники выдает пользователю карточку регистрации ККТ, поэтому при проверке по наличию данной карточки и отметке в паспорте инспектор определит, зарегистрирован кассовый аппарат в налоговом органе или нет.

Документы на обслуживание ККТ

В соответствии с п. 3 Положения N 470 техническую поддержку ККТ обеспечивают поставщик или центр технического обслуживания. На такую ККТ при ежегодном подтверждении осуществления поддержки поставщиком или центром технического обслуживания должен наноситься знак "Сервисное обслуживание" (на сторону корпуса, обращенную к покупателю, клиенту).

После технического обслуживания контрольно-кассовой техники поставщиком или центром технического обслуживания на нее должна быть наклеена марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления либо при вскрытии или удалении корпуса кассовой машины (п. 10 Положения N 470).

Если в ходе проверки использования ККТ ревизоры обнаружат, что марка-пломба на ней повреждена или сдвинута, они решат, что доступ к фискальной памяти открыт. В этом случае проверяющие могут сделать вывод, что организацией скрывается часть выручки. Однако доказать это возможно только при проведении экспертизы кассового аппарата с привлечением сотрудников МВД.

Если пломба имеет нечеткий оттиск, налоговые контролеры также могут сделать вывод о вмешательстве в фискальную память ККТ.

Во избежание подобных конфликтов советуем проверить марки-пломбы на ККТ. Шанс выиграть спор в суде у организации, если она не совершала противозаконных действий, конечно, есть, но, заметьте, это очень длительная процедура. Примером разрешения похожей ситуации в пользу учреждения может служить Постановление ФАС ВСО от 04.07.2006 N А33-29876/05-Ф02-3190/06-С1.

Проверка кассовых документов и денежной наличности

В ходе проверки налоговый инспектор может проверить ведение журнала кассира-операциониста. Данный журнал необходимо вести по утвержденной форме по каждой контрольно-кассовой машине. Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата России N 132, он должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя учреждения и главного (старшего) бухгалтера и печатью. Все записи в журнале обязан производить кассир-операционист ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой без помарок. Если в журнал были внесены исправления, они должны оговариваться и заверяться подписями кассира-операциониста, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации.

В ходе налоговой проверки проверяющий также может снять показания счетчиков и проверить фактическое наличие имеющейся выручки.

Письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104 утверждены Типовые правила эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила), которые применяются в части, не противоречащей Федеральному закону N 54-ФЗ.

В п. 6.1 Типовых правил предусмотрено, что по окончании работы кассир должен подготовить денежную выручку и другие платежные документы, составить кассовый отчет.

По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте с итоговым чеком ККТ. После снятия показаний счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в журнале кассира-операциониста, которая скрепляется подписями кассира и представителя администрации. Если окажется, что данные контрольного отчета по ККТ не совпадают с суммой фактической наличности, то учреждение может быть привлечено к административной ответственности за нарушение кассовой дисциплины, причем даже если выявятся небольшие отклонения. Такая ситуация наиболее часто встречается на практике, притом что излишек и недостача денежных средств в кассе расцениваются одинаково. Поэтому главному бухгалтеру необходимо проследить, чтобы кассир-операционист не рассчитывался с клиентами личными деньгами и правильно выдавал сдачу. В этих целях следует чаще проводить внезапные внутренние проверки кассы.

4.Расчетный счет необходим организации, если перечисляются налоги, обязательные платежи и т.д.

Будьте внимательны.

С уважением,

Лариса Александровна