Особенности ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях

Сначала предстоит понять различие между некоммерческой организацией и коммерческой организацией. Организация, работа которой, полностью направлена на получение прибыли и распределение ее между работниками - коммерческая организация. Если основная функция организации – не получение прибыли и распределение ее не среди участников, то организация - некоммерческая. Главной ее уникальностью является бесприбыльная деятельность и социальная ориентированность. К данным группам можно отнести:

  1. Кооперативы.
  2. Общественные организации.
  3. Фонды.
  4. Юридическое объединение лиц.
  5. Учреждение.

Финансовый бюджет и целевой капитал

Основная документация, отражающая составную часть и объем финансирования фонда некоммерческой организации - план финансов или смета, в котором прописаны источники получения денежных средств, а также целевое направление реализации ресурсов общества для конкретного временного периода. Самая распространенная форма финансового плана некоммерческой группы – бюджет. Используются следующие виды бюджетов:

  1. Бюджет основных средств.
  2. Бюджет грантов и контрактов.
  3. Бюджет наличных средств.
  4. Текущий бюджет.

В бюджете четко прописан состав капитала некоммерческой организации и его целенаправленность. Целевой капитал создан при помощи пожертвований физических и юридических лиц, которые передали часть своего имущества в доверительное управление для получения прибыли с последующим использованием в достижении деятельности, прописанной в уставе организации. Некоммерческие группы могут вести предпринимательскую деятельность, если противоречат цели их создания.

Особенности ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях

Основной направленностью бухгалтерского учета некоммерческой группы является контроль вложений на определенные цели и их использование. Определенной унифицированной формы учета статей доходов и расходов целевого капитала не существует. Некоммерческие организации сами выбирают для себя форму сметы учета этих статей и утверждают ее руководящим органом. Однако эта смета обязательно состоит из двух частей:

  1. «Доходы» В ней записаны целевые поступления в капитал организации.
  2. «Расходы» В ней отражены затраты, в зависимости от поставленных целей.

Поступления средств отражаются в одной части сметы - по Кредитовым счетам, а использование средств, в другой ее части – Дебетовой. Смета может быть, как годовой, так и квартальной, как по всей организации, так и на отдельные мероприятия. По завершении года организация организует отчетность об использовании финансовых средств, которая составляет годовую отчетность о целевой направленности получаемых средств. В составе годовой отчетности некоммерческой группы образуется бухгалтерский баланс. Если организация реализует предпринимательскую функцию, то так же сдает отчетность о финансовых результатах.

Налоговая система некоммерческой организации

Если некоммерческая организация находится в общей системе налогообложения, то она является налогоплательщиком, который платит налоги на прибыль, на добавочную стоимость и имущество. Доходом является реализация товаров и услуг, которые приносят прибыль от коммерческой деятельности. Также для некоммерческих организаций предусмотрена возможность использования упрощённого метода налогообложения. Этот режим характеризуется заменой оплаты налога на прибыль, налога на имущество ценности и уплаты НДС. Единый налог на упрощенной системе налогообложения устанавливается 6% от дохода или 15% доходы, уменьшенные на величину расходов.

Даже если у некоммерческой организации не возникает налогооблагаемой базы, необходимо в обязательном порядке вести налоговый учет целевых средств и их использования. Необходимость этого обусловлена тем, что не целевое использование средств подлежит налогообложению. Налоговый учет должен быть организован таким образом, чтобы можно было определить, что поступающие средства являются целевыми поступлениями и не подлежат налогообложению, а использование полученных средств соответствует их целевому назначению.