Онлайн консультация — Вопрос №250, Валентина

Здравствуйте. Ситуация такая: Наш ген.директор иностранец. Не давно он проходил медосмотр для выдачи разрешения на работу. И так случилось,что он платил наличность,а затем принес авансовый отчет. Не знаю как учесть этот расход. на какой счет его отнести? Еще есть сомнения: как я пологаю в доход ему эти расходы не включаются? Помогите пожалуйста,я просмотрела много разных форумов, консультант, гарант,но ничего даже близкого нет. Заранее благодарю.

Вас консультируют
Мазурина Л.А.

Мазурина Л.А.

налоговый консультант

Галина Ивановна

Галина Ивановна

консультант по бухгалтерским и юридическим вопросам

Ответ:
Добрый день.

Сделайте авансовый отчет от подотчетного лица и отнесите на 26 (20, 44) счет.

В доход директору эти расходы не включат – так как была производственная необходимость пройти медосмотр. Суды также поддерживают налогоплательщика, если медицинский осмотр является обязательным. Только обоснуйте необходимость - для выдачи разрешения на работу, без него нет права допуска данного сотрудника к работе.

Статьей 213 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) определены категории работников, которые подлежат обязательным медицинским осмотрам. В частности:

1) работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта;

2) работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также ряд других категорий работников.

Статьей 212 ТК на работодателя возложена обязанность за счет собственных средств организовывать при поступлении на работу проведение обязательных предварительных медицинских осмотров.

Приказом N 83 утвержден Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Порядок проведения медосмотров). Финансовые органы настаивают на том, что медицинские осмотры должны проводиться в соответствии с Порядком проведения медосмотров, только в этом случае при условии документального подтверждения затраты будут экономически обоснованными, как того требует ст. 252 НК РФ.

В частности, п. 5 Порядка проведения медосмотров установлено, что предварительные медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности. А следовательно, при отсутствии такой лицензии могут возникнуть споры с налоговыми органами, и доказывать обоснованность таких затрат придется в судебном порядке.

Пункт 10 Порядка проведения медосмотров предусматривает выдачу работодателем работнику направления для прохождения предварительного медицинского осмотра с указанием вредных, опасных производственных факторов и работ. Выдача направления подтверждает выполнение работодателем своей обязанности обеспечения прохождения работниками медицинского осмотра, а также неличный характер оказываемых медицинским учреждением услуг.

Медицинская организация совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителем работодателя обобщает результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников и по их итогам составляет заключительный акт.

Расходы на проведение предварительного обязательного медицинского осмотра лиц (с целью подтверждения их профпригодности к выполнению работ, указанных в Приказе N 83), осуществленные в соответствии с Порядком проведения медосмотров, организация может учесть в целях исчисления налога на прибыль в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В своем Письме от 26.10.2005 N 20-12/77744 УФНС по г. Москве предлагает учитывать расходы на предварительный медицинский осмотр как расходы на подбор работников по пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Официальная позиция чиновников закреплена в Письмах Министерства финансов РФ от 07.08.2007 N 03-03-06/1/543, от 07.11.2005 N 03-03-04/1/340, от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/100, от 23.12.2004 N 03-03-01-04/1/185, а также в Письмах УФНС по г. Москве от 28.06.2005 N 20-12/46417, от 26.10.2005 N 20-12/77744, от 16.08.2006 N 20-12/72394.

Согласно ст. 212 ТК РФ сотрудника, не прошедшего обязательный медосмотр, допускать к работе организация не имеет права. Но в то же время расходы на прохождение предварительного обязательного медицинского осмотра лица, не заключившего впоследствии трудовой договор по тем или иным причинам, налоговые органы не признают обоснованными и трактуют такие расходы по п. 29 ст. 270 НК РФ. В частности, такая позиция налоговиков высказана в Письме УФНС по г. Москве от 26.10.2005 N 20-12/77744. Во избежание необоснованных расходов организация может возместить затраты на медицинский осмотр работнику, оплатившему такие услуги за свой счет, после получения положительного заключения и подписания трудового договора. Суммы возмещения уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это подтверждает и Минфин в Письме от 07.11.2005 N 03-03-04/1/340.

Суды также поддерживают налогоплательщика, если медицинский осмотр является обязательным. В своем Постановлении от 03.04.2007 по делу N А05-8063/2006-13 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа признал решение о доначислении налога на прибыль неправомерным, указав на положения ст. ст. 212 и 213 ТК РФ, возлагающие на работодателя обязанность организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

Организация может в добровольном порядке направить на медосмотр работников различных категорий, получив предварительно их согласие, а также установить другую периодичность прохождения медосмотра (но не реже, чем установлено в Порядке проведения медосмотров). Налоговые органы в вышеназванных официальных разъяснениях высказываются однозначно против учета таких затрат в составе расходов в целях налогового учета, ссылаясь на необязательность таких мероприятий. А необязательность налоговики приравнивают к необоснованности, и суды их в этом поддерживают.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал правомерным решение инспекции о доначислении налога на прибыль, поскольку для работников управления и бухгалтерии прохождение медицинских обследований не является обязательным, поэтому такие расходы не могут уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2007 N А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1).

С уважением,

Лариса Александровна

Если вы хотите воспользоваться нашими услугами или у Вас есть вопросы - просто позвоните нам!

+7 (495) 995-58-09