Онлайн консультация — Вопрос №275, Роман

Здраствуйте Лариса Александровна, прошу прощение за беспокойство. Интересует следующий вопрос: необходима программа по ведению бухгалтерии в ресторанно- гостинечном бизнесе, ну или что-то подобное. Обьясню подробнее , моя фирма занимается доставкой готовой еды в офисы и тд. Наверно это даже не ресторанно гостинечный бизнес, но всетаки. если вам известны какие-то програмы, которые смогут мне помочь, то буду вам очень признателен. заранее спасибо

Вас консультируют
Мазурина Л.А.

Мазурина Л.А.

налоговый консультант

Галина Ивановна

Галина Ивановна

консультант по бухгалтерским и юридическим вопросам

Ответ:
Добрый день, Роман.



При организации бухгалтерского учета кейтеринговые компании могут исходить из того, что они оказывают услуги общественного питания с той лишь разницей, что в отличие от кафе, баров и ресторанов занимаются этим не в собственных залах обслуживания, а на выезде.

В подтверждение этих слов воспользуемся Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, в котором перечислен примерный перечень услуг общественного питания. Они включают несколько групп: услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий, услуги по организации потребления и обслуживания, услуги по реализации кулинарной продукции, услуги по организации досуга, информационно-консультационные услуги и прочие услуги общественного питания.

В одной из перечисленных групп указаны фактически кейтеринговые услуги, это группа услуг по организации потребления и обслуживания, в которые входят:

- организация и обслуживание торжеств, семейных обедов;

- организация питания и обслуживание участников конференций, семинаров, совещаний, культурно-массовых мероприятий, в зонах отдыха и т.д.;

- доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, в том числе в банкетном исполнении;

- доставка кулинарной продукции, кондитерских изделий и обслуживание потребителей на рабочих местах, на дому, в пути следования пассажирского транспорта, в номерах гостиниц;

- бронирование мест в зале предприятия общественного питания;

- продажа талонов и абонементов на обслуживание скомплектованными рационами;

- доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий, напитков, оставшихся после обслуживания торжеств, на дом потребителю;

- организация рационального, комплексного питания.

Явное сходство перечисленного с кейтеринговыми услугами говорит о том, что порядок учета в кейтеринговых компаниях в целом может быть аналогичен системе обобщения информации о финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях общественного питания. Единственное, следует обратить внимание на транспортные расходы, так как доставка в себестоимости кейтеринговых услуг занимает не последнее место и списывать их как условно-постоянные по принципу общехозяйственных расходов без распределения на объекты калькулирования было бы по меньшей мере неосмотрительно. Такой подход может привести к искажению себестоимости оказываемых услуг и, как следствие, к недостоверной информации о финансовых результатах каждого из направлений деятельности кейтеринговой компании. Поэтому целесообразно отдать предпочтение, может быть, более трудоемкому, но дающему более объективную информацию варианту, распределяя транспортные расходы, связанные с выездным обслуживанием, по видам оказываемых услуг.

В пользу этого говорит также тот факт, что нередко кейтеринговые компании не выделяют в документах и учете доходы от оказания транспортных услуг, включая их в ценообразование банкетов, фуршетов, доставки обедов в офис, рекламируя это как бесплатную доставку блюд и кулинарной продукции. Это лишний раз говорит о необходимости распределения транспортных расходов по видам оказываемых услуг.

Приняв такое решение, следует определиться с показателем, пропорционально которому будет производиться распределение. Из наиболее объективных показателей можно выделить два: прямые затраты, включаемые в себестоимость оказываемых услуг, и стоимость отпущенных на выездные мероприятия кулинарных блюд и кондитерских изделий. В принципе эти показатели взаимозависимы, так как второй является одной из составляющих прямых затрат, отнесенных на объекты калькулирования. Однако он более точно отражает часть транспортных расходов, приходящихся на банкеты, фуршеты, доставку обедов в офис и другие выездные мероприятия, поэтому организация может выбрать стоимость продукции, причем этот показатель можно выбрать из плановых калькуляций блюд и готовых изделий, отпущенных на то или иное выездное мероприятие.



Пример. ООО "Кейтеринг-глобал" организует выездные банкеты, фуршеты и занимается доставкой обедов в офис. В отчетном периоде выручка по этим услугам составила 800 000 и 500 000 руб., а прямые расходы - 400 000 и 200 000 руб. соответственно. Транспортные расходы составили 100 000 руб., а управленческие - 50 000 руб. В учетной политике установлено, что транспортные расходы распределяются исходя из плановых калькуляций отпуска продукции на то или иное мероприятие, а управленческие расходы списываются на финансовый результат без распределения как условно-постоянные расходы. Согласно плановым калькуляциям, стоимость кулинарных блюд и кондитерских изделий, отпущенных на банкеты и фуршеты, составила 250 000, а на обеды в офисы - 150 000 руб.

В целях упрощения обязательства организации по НДС в примере не рассматриваются.

Распределим транспортные расходы между организацией фуршетов, банкетов и доставкой обедов в офисы. Процент транспортных расходов, приходящихся на банкеты и фуршеты, составит 62,5% (250 000 руб. / (250 000 руб. + 150 000 руб.)), а процент, приходящийся на доставку обедов в офис, - 37,5% (150 000 руб. / (250 000 + 150 000) руб.). Исходя из полученных значений, доля транспортных расходов составит 62 500 руб. (100 000 руб. x 62,5%) и 37 500 руб. (100 000 руб. x 37,5%) соответственно.

Для учета затрат, формирующих себестоимость различных выездных банкетов, фуршетов и доставки обедов в офис, воспользуемся субсчетами 20-1 и 20-2 соответственно.

В бухгалтерском учете ООО "Кейтеринг-глобал" будут сделаны следующие проводки:





Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Отражены доходы

Отражены доходы от проведения выездных
банкетов и фуршетов

50

90-1-1

800 000

Отражены доходы от оказания услуг по
доставке обедов в офис

50

90-1-2

500 000

Отражены расходы

Включены в себестоимость проведения выездных
банкетов и фуршетов прямые затраты

20-1

10, 70,
69

400 000

Включены в себестоимость доставки обедов в
офис прямые затраты

20-2

10, 70,
69

200 000

Отражены транспортные расходы

44

10, 60,
70, 69

100 000

Отражены управленческие расходы

44

60, 70,
69

50 000

Распределены транспортные расходы

Транспортные расходы включены в
себестоимость выездных банкетов и фуршетов

20-1

44

62 500

Транспортные расходы включены в
себестоимость доставки обедов в офис

20-2

44

37 500

Сформирована себестоимость выездных услуг

Списана себестоимость оказания выездных
банкетов и фуршетов

90-2-1

20-1

462 500

Списана себестоимость оказания доставки
обедов в офис

90-2-2

20-2

237 500

Списаны без распределения управленческие
расходы компании

90-2

44

50 000

Определен финансовый результат

Сформирован финансовый результат по
стационарному обслуживанию клиентов

90-9-1

99-1

337 500

Сформирован финансовый результат по
выездному обслуживанию клиентов

90-9-2

99-2

262 500

Отражены управленческие расходы компании

99

90-9

50 000







Предприятие может выделять, а может не выделять в учете в отдельную группу оказание услуг по аренде мебели, посуды, столового инвентаря. Они могут рассматриваться как прочие услуги общественного питания, которые согласно Общероссийскому классификатору услуг населению включают:

- прокат столового белья, посуды, приборов, инвентаря;

- продажу фирменных значков, цветов, сувениров;

- предоставление парфюмерии, принадлежностей для чистки обуви и др.;

- гарантированное хранение ценностей потребителя;

- вызов такси по заказу потребителя (посетителя) предприятия общественного питания.

В целом учет в кейтеринговых компаниях несложен, главное - правильно квалифицировать доходы и расходы от оказания того или иного вида кейтеринговых услуг.

О налогообложении

При выборе режима налогообложения кейтеринговые компании могут руководствоваться тем, что они оказывают услуги общественного питания на выезде.

Для предприятий общественного питания оптимальным является спецрежим - "вмененка", но кейтеринговые компании не могут им воспользоваться. На это неоднократно указывало финансовое ведомство в своих разъяснениях, правда, в одном из недавно опубликованных Писем (от 30.11.2007 N 03-11-04/3/472) чиновники не сказали ничего определенного о ситуации, когда по договору заказчик выделяет под столовые свои помещения и свое оборудование, а исполнитель предоставляет специалистов, завозит продукты и организует приготовление блюд.

В этой ситуации по вопросу налогообложения оказываемых исполнителем услуг высказались судьи в Постановлении ФАС ЗСО от 07.05.2007 N Ф04-2608/2007(33826-А81-41). Они единодушны с чиновниками, указывая на то, что из анализа ст. 346.27 НК РФ следует, что на уплату ЕНВД могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг общественного питания через объекты общественного питания, находящиеся в их собственности (пользовании) на основании правоустанавливающих документов.

В рассматриваемом деле организация оказывает услуги по обеспечению работников трехразовым питанием, то есть осуществляет реализацию продукции собственного производства, отпуск и реализацию продовольственных товаров и полуфабрикатов. При этом заказчики обеспечивают исполнителя услуг помещениями общественного питания и производства, торгово-технологическим и холодильным оборудованием с освещением, отоплением, а также газом, холодной и горячей водой, системой вентиляции и канализации, топливом и электроэнергией. Иными словами, услуги по организации выездного питания оказываются в помещениях-столовых, которые не принадлежат исполнителю на праве собственности или ином праве. Поэтому деятельность организации, оказывающей услуги общественного питания через такие объекты, не подлежит переводу на "вмененку". Аналогичные выводы сделаны арбитражным судом другого округа в Постановлении ФАС ЗСО от 27.07.2007 N Ф04-5208/2007(36853-А81-29).

Вывод: Как видим, у кейтеринговых компаний остается небольшое поле для налоговых маневров. Они могут выбрать либо традиционную систему налогообложения, либо "упрощенку". Преимуществами последнего из поименованных налоговых режимов кейтеринговые компании тоже вряд ли смогут воспользоваться.

При расчетах с бюджетом по налогам на прибыль, НДС, налогу на имущество, ЕСН кейтеринговые компании руководствуются общими нормами исчисления данных налогов. При этом каких-либо льгот при оказании услуг общественного питания не установлено, за исключением освобождения от НДС, если питание доставляется в столовые образовательных и медицинских учреждений (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Выбор бухгалтерской программы зависит от избранной системы налогообложения.

Я считаю, Вам можно использовать "1С: Бухгалтерия".

С уважением,

Лариса Александровна

Если вы хотите воспользоваться нашими услугами или у Вас есть вопросы - просто позвоните нам!

+7 (495) 995-58-09